Экспожурнал
Все выставки

Статьи


15 июня 2010 г.

На углях "всероссийского мангала"


Выставочный бизнес в российской столице, при всем своем масштабе и разнообразии, стоит на трех китах. Эта троица - Экспоцентр, "Крокус Экспо" и ВВЦ – прочно, на годы вперед, заняла места на московском выставочном олимпе. "Тут павильоны и там павильоны, здесь выставки и там выставки, - скажет случайный посетитель. – Какая, в конце концов, разница?" Но она есть, причем корнями своими уходит… отчасти в советские годы, отчасти – в заМКАДовские просторы.

Начнем, дабы никого не обидеть, по старшинству. Одна из крупнейших выставочных площадок страны, Всероссийский выставочный центр, вправе гордиться своей богатой и, что греха таить, интересной историей. На момент открытия, в 1939 году, он звался Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой, а два десятилетия спустя претерпел радикальные архитектурные изменения (кстати, не в лучшую сторону) и превратился в Выставку достижений народного хозяйства. Современное название ВВЦ обрел в лихие девяностые, когда по большому счету превратился из выставочного в торгово-развлекательный, получив нелестные прозвища "всероссийского мангала" и "барахолки".

Надо отдать центру должное, он не изжил последствия этих нелицеприятных метаморфоз, а сумел обратить их себе на пользу. Располагая огромными площадями, опираясь на всероссийскую славу и историческое прошлое, сейчас центр сочетает в себе обширные возможности для отдыха, развлечений и, конечно, выставочной деятельности. За год его посещают в среднем 15 миллионов человек, из которых специалисты составляют всего треть. Остальные - "случайные" (на самом деле, конечно, это не случайность, а выверенная годами закономерность), пришедшие погулять, посмотреть, повеселиться.

Стратегия беспроигрышная, особенно для выставок в хорошем смысле "ширпотребовских", ориентированных на рядового потребителя. Правда, подавляющее большинство россиян считает аббревиатуру ВВЦ крайне неудачной заменой привычного ВДНХ. Но на популярности выставочного комплекса это недовольство никак не сказывается: он ежегодно проводит около 150 выставок, в том числе несколько десятков международных, и гордо именует себя самым посещаемым в Москве, выиграл право представлять экспозицию на шанхайской Expo 2010, а теперь рассчитывает стать "столицей" Expo 2020.

Однако у исторической ценности, которой обладает ВВЦ, есть и оборотная сторона: да, она привлекает посетителей, но при этом требует немалых затрат. Если на современных выставочных площадках царят экономные новейшие технологии, то здесь – поле деятельности реставраторов и реконструкторов, а строителям, как известно, проще возвести здание с нуля, чем с соблюдением всех правил и вопреки бюрократии восстановить шедевр советской архитектуры.

Руководство вынуждено сдавать павильоны в аренду, вызывая недовольство у публики и прессы, или, наоборот, "замораживать" – как это происходит с номером 58, некогда занятым под достижения украинского хозяйства, а ныне пребывающим в запустении. Около 70 зданий на территории выставочного центра принадлежат частным собственникам, которые далеко не всегда позитивно настроены в переговорах с руководством, а иногда и вовсе не идут на контакт.

Еще одно препятствие на пути к кардинальному обновлению – это присвоение большей части территории комплекса статуса особо охраняемой природной зоны, автоматически запрещающего любое строительство и реконструкцию. Поэтому неудивительно, что еще относительно недавно, пару лет назад, руководство ВВЦ планировало по максимуму использовать "незаповедные" площади под возведение новых павильонов – аж миллиона квадратных метров. Но из-за экономического кризиса и ряда других условий реализоваться этому плану, видимо, не судьба. Сейчас глава центра Иван Малахов считает первоочередной задачей оптимизацию уже имеющихся ресурсов, а не создание новых, которые сразу потребуют дорогих инфраструктурных изменений. А они и без того нужны: сейчас по обширной территории ВВЦ ходят автобусы и детский автопоезд, но в ближайшем будущем должны появиться электромобили и канатно-кресельная дорога, а также многоярусная парковка. В таких условиях крайне мал шанс, что вход по-прежнему останется бесплатным, а введение билетной системы, какой бы щадящей она ни была, согласитесь, неизбежно скажется на потоке посетителей.

Если ВВЦ делает упор на славном историческом прошлом (а куда, с другой стороны, еще деваться!), то открывшийся всего шесть лет назад "Крокус Экспо" эксплуатирует имидж суперсовременного: вместо монументальных павильонов – новейшие международные архитектурные стандарты, вместо мраморного громодья – новейшие стройматериалы и, в конце концов, вместо богатой истории – не менее богатые перспективы. Все площади (три павильона плюс открытые площадки) задействованы по максимуму и оборудованы по последнему слову выставочного бизнеса, с гигантским конгрессным залом, переговорными комнатами и прочими статусными "фишками" для любителей престижа.

Как и полагается центру, делающему ставку на "суперсовременность", инфраструктура здесь – определенно сильное место. Местный общепит донельзя респектабелен, особенно по сравнению с неистребимыми шашлыками ВВЦ, но вот цены сравнивать не стоит. Хотя павильоны расположены в непосредственной близости друг от друга, между ними построен крытый переход, оборудованный "бегущей дорожкой" на радость уставшим посетителям. Ярлык новизны впору клеить и на системы безопасности, которыми оборудованы выставочные павильоны.

До декабря прошлого года ахиллесовой пятой "Крокуса" считалась его удаленность: он расположен в районе 65-го километра на внешней стороне МКАД, неподалеку от аэропорта "Шереметьево-2", поэтому для "безлошадных" посетителей был откровенно труднодоступен. Осенью 2008 года, когда здесь проводилась знаменитая Millionaire Fair, тысячи автомобилей с гостями выставки запрудили МКАД, создав многокилометровые пробки – и непредвиденную "рекламу" как самому мероприятию, так и выставочному центру.

Но с тех пор как прямо в нём открылась станция метро "Мякининская", вопрос можно считать решенным. Правда, решался он ценой немалых затрат: группа "Крокус" и инициировала, и финансировала этот проект, тем самым войдя в историю отечественного метростроя на правах первого частного инвестора.

Но территориальная удаленность от центра столицы дает территориальные же преимущества: недостатка в квадратных метрах у "Крокус Экспо" не наблюдается, особого дефицита мест на парковках (как платных, так и бесплатных) – тоже, а открытые площадки рядом с павильонами могут использоваться в равной степени под гигантскую рекламу, показательные выступления участников выставок, всяческие тест-драйвы и крупные экспонаты.

Стратегия развития "Крокус-Экспо" выдержана в том же духе необъятной широты перспектив – составить конкуренцию "Москва-Сити", объединив в себе небоскребы делового центра, гостиничный комплекс, один из крупнейших в стране гипермаркетов, мегамолл с бутиками, яхт-клуб и прочие ингредиенты коктейля в стиле супер , гипер , мега , экстра и ультра.

Стеклянная пирамида высокой прочности

К слову о коктейлях: смешивать традиции с инновациями лучше всего получается у третьего кита московского выставочного бизнеса – "Экспоцентра". Расположен он на берегу Москвы-реки рядом с парком Красная Пресня. Открыв свой первый павильон три с небольшим десятилетия назад, сейчас этот крупный комплекс по праву гордится многочисленными регалиями международного и российского масштаба, ведет активную выставочную деятельность в российских регионах и при этом не забывает заниматься благотворительностью.

Обширные зарубежные связи обеспечивают "Экспоцентр" иностранной клиентурой и позволяют с завидной периодичностью организовывать национальные выставки разных стран – Болгарии, Венгрии, Индии, Таиланда, Швеции, Ирана, Вьетнама и других, тем самым в какой-то степени посягая на "всенародный" имидж ВВЦ.

Девять павильонов общей площадью 90 тысяч квадратных метров плюс еще 60 тысяч "квадратов" под открытым небом ежегодно принимают на своей территории свыше сотни международных выставок и около 600 различных конгрессов, конференций и симпозиумов. Организуемые здесь экспозиции и мероприятия ориентированы в первую очередь на специалистов, которых сюда наведывается более двух миллионов в год.

Два года назад руководство ЦВК заявило, что по коэффициенту оборачиваемости квадратного метра выставочной площади в течение года ему в России нет равных, да и на мировом уровне его опережает только Шанхайский выставочный комплекс, который не прекращает свою работу даже на летние "каникулы".

Визитной карточкой "Экспоцентра" считается возведенная еще в 80-е годы стеклянная пирамида павильона "Форум", уникальная по своему архитектурному решению, но это не единственный оригинальный элемент: в 2002 году здесь открыли двухуровневый павильон №7 с залами-трансформерами, чья ресурсы позволяют проводить даже кинофорумы, а в 2008 году – "самое технологически совершенное выставочное сооружение в России" (так утверждается на сайте комплекса), павильон №8 площадью 20 тысяч квадратных метров с залами, акустика в которых подходит для симфонических концертов.

Стратегия развития у "Экспоцентра" вполне предсказуема: увеличение выставочных площадей на 10 тысяч квадратных метров за три-четыре года, открытие 15-этажного многофункционального здания с огромной общественной зоной, всевозможными службами, офисами, рестораном и смотровой площадкой на самом верху, в планах – строительство многофункционального инженерно-административного комплекса и огромного выставочно-конгрессного комплекса с павильоном площадью около 20 тысяч "квадратов" и конгресс-центром на 2,5 тысячи мест, а также роскошной гостиницы по проекту знаменитого архитектора Захи Хадида.

Хотя у каждого выставочного центра "большой московской тройки" есть свои неоспоримые преимущества и определенные недостатки, в целом им не откажешь в умении играть на достоинствах и минимизировать изъяны. Секрет, позволяющий им удерживать VIP-места в индустрии, кроется в оптимальности двух соотношений – масштаба с инфраструктурой и традиций с инновациями. Конечно, идеального баланса тут достичь крайне сложно, если это возможно в принципе, но из всех выставочных центров российской столицы "киты" настолько приблизились к идеалу, что конкурировать могут только друг с другом.

 


Участники


Оставить комментарий
Как Вас зовут:
E-mail:
Комментарий:

Ваш комментарий добавлен.



все статьи

ГДЕ ИНТЕРЕСНЕЕ ВЫСТАВКИ?
Посмотреть результаты